Мой отзыв про фильм "Ганнибал" (2001) с Энтони Хопкинсом и Джулианной Мур

Ганнибал с Энтони Хопкинсом (фильм 2001)

Фильм "Ганнибал" - это второй фильм из серии про Ганнибала Лектора, в котором главную героиню, спецагента Старлинг, вместо Джоди Фостер играет Джулианна Мур.

Мне очень нравится эта экранизация, я могу цитировать ее отдельные части.

Я даже прочитала серию книг Томаса Харриса о Ганнибале, чтобы понять, насколько сюжет соответствует истине. И была, конечно, потрясена развязкой в книге. Но об этом чуть позже.

Почему мне нравится этот фильм? Ответ прост - здесь нет дураков. Да, почти все герои так или иначе совершают плохие поступки и несут за это наказание, так как вступая в схватку с более продуманным злом, будь готов к тому, что может прилететь обратка гораздо сильнее.

Также мне нравится игра актеров - можно понять, что движет героями этого фильма.

Ну, а эстетическое поведение главного представителя зла - это просто приятная глазу картина. Я сейчас не про поедание мозгов говорю, а про его лекцию про Иуду, куртуазное письмо Клариссе, покупка мебели в дом Пола Кремблера.

Также мне нравится продуманность сюжета: все очень тонко переплетено и происходит логично и последовательно.

Сюжет фильма «Ганнибал»

Первая часть, "Молчание ягнят", закончилась тем, что Ганнибал сбежал, а Кларисса Старлинг стала агентом ФБР. И вобщем-то их пути разошлись.

"Ганнибал" начинается с того, что Клариссу из-за неудачной операции на рынке, в которой погиб агент ФБР и ее друг, отстраняют от работы. Но ей предлагается сделка: она возвращается к поимке Ганнибала Лектора, а Пол Крэмблер (представитель министерства юстиции) спускает всю шумиху на нет.

Вскоре становится понятна такая щедрость с его стороны: выжившая жертва Ганнибала - Мейсон Верджер - заплатил Полу, чтобы он все это организовал. Ведь желание причинить Лектору страшные страдания движет этим искалеченным существом.

Кларисса начинает поиски и тут ей приходит письмо от Ганнибала, в котором он в ироничной, свойственной ему манере, анализирует то, что с ней происходит. И говорит, что готов выйти из спячки, чтобы сделка, которую она заключила, не пропала даром.

Так появляется вторая сюжетная линия про Ганнибала во Флоренции.

Его инкогнито раскрывает полицейский комиссар Ринальдо Пацци, который хочет получить вознаграждение, поэтому передает данные о нем Мейсону Верджеру. Но поскольку большая часть вознаграждения выдается после поимки доктора, то желает принять участие сам в захвате, что в итоге стоит ему жизни.

Ганнибал после неудачной попытки собственной поимки приезжает в Америку.

Клариссу отстраняют от расследования, так как Пол Крэмблер подбрасывает ей открытку якобы от Ганнибала, которую она скрывает.

Он проникает в дом Клариссы и оставляет ей журнал, где на развороте сфотографированы босоножки Гуччи.

Затем он выманивает ее на вокзал, где позволяет захватить себя подручным Мейсона Верджера. И Кларисса не может это предотвратить.

Хотя Кларисса отстранена от работы, она едет в поместье жертвы, так как понимает, что Лектора доставили туда.

Здесь она спасает его от поедания кабанами, но сама получает ранение. Ганнибал выносит ее на руках. На мой взгляд, это один из самых красивейших моментов. 

Затем он привозит ее в загородный дом Пола Крэмблера, достает из нее пулю.

Далее ужин в изысканной обстановке, которая была специально организована Лектором. За ужином Ганнибал ест часть мозга Пола Крэмблера на глазах у Клариссы.

После ужина она пытается его задержать на кухне, надевает на него наручники. Он берет нож и рубит…

Следующий кадр: Кларисса стоит в темноте на улице, но я уверена, что все пытались разглядеть ее руки: целы ее руки или нет. Но нет, она цела и невредима.

Кларисса Старлинг поднимает руки по требованию полиции

И в конце, Ганнибал с перевязанной рукой летит в самолете, поедая остатки мозга Пола Крэмблера и угощая маленького мальчика.

Образ Ганнибала Лектора

Энтони Хопкинс в роли Ганнибала Лектора

Для меня образ Ганнибала Лектора - это образ эстетического, интеллектуального зла, воплощенние темного гроссмейстера, который организовывает партии, главными героями которых становятся люди, привлекшие к себе его внимание. Зло с принципами. Он не ценит человеческую жизнь, но он и не причиняет зло просто так.

Он убил комиссара Пацци, причем в очень жесткой манере. Но, он это сделал только после того, как Пацци продал информацию о нем Мэйсону Верджеру и решил сам Лектора заманить в ловушку. Надо отметить, Лектор неоднократно предупреждал о последствиях действий комиссара.

Также Ганнибал убил подручных Верджера, которые пытались убить его. Но этим процессом занималась также и Кларисса, борец со злом в этой истории, до того, как ее ранили.

Да, накачал наркотиками Пола Крэмблера и съел его мозг, но в его понимании, это наказание за причинение страданий Клариссе.

Конечно, я не одобряю методов, которыми он действует. Но как-то по сюжету получается так, что единственный персонаж на стороне добра - только один - это Кларисса Старлинг. Складывается так, что зло борется со злом и сильнейшее зло побеждает. Самое любопытное в этом фильме: сильнейшее зло тихо сидело во Флоренции и кучи смертей можно было бы избежать, если бы Мейсон Верджер, пользуясь своим богатством и коррумпированностью системы не решил бы устроить месть.

Ганнибал готов подчинить все и всех своей цели. Ведь он позволил себя поймать подручным Мейсона Верджела, рассчитывая на то, Кларисса его спасет. А вдруг что-то бы пошло не так? Но это его не волнует, ведь его главная цель - понять спасует ли Кларисса перед всеми трудностями, в том числе предательством собственной конторы, или нет. И чтобы это точно знать, он готов рискнуть своей жизнью.

Образ специального агента Клариссы Старлинг

Джулианна Мур в роли Клариссы Старлинг (Ганнибал (2001))

Мне кажется, что Джулиана Мур более подходит на эту роль, чем Джоди Фостер. Когда я смотрела "Молчание ягнят", то я не верила в идейность героини Фостер: какая-то она на мой взгляд была неубедительная.

Джулиана Мур в этой роли - это действительно боец, который знает, что такое улица. Она отлично сыграла героиню, которая всегда будет на стороне закона и справедливости.

Кларисса говорит: «Работая на улице я знаю, что в любой момент могу умереть. Надо с этим смириться или уйти.»

И главное, она никогда не будет мешать личное и рабочее. Ведь Ганнибал предлагает ей сказать ему: остановись, если любишь меня, остановись. И она категорически отказывается - ведь ей нужна победа, а не поддавки.

При этом она не выглядит фанатичной. Она четко осознает мир, в котором живет, и принимает то, что ее не любят за ее излишнюю прямоту и принципиальность.

Сцены из фильма «Ганнибал»

Мне нравится весь фильм, но есть моменты, которые особенно. В этих кадрах есть акцент на определенные поступки, момент выбора героя, который в дальнейшем развороте сюжета оказывает влияние на всю его жизнь.

Сразу скажу, сцена поедания мозга в конце фильма мне не нравится, так что разбирать ее не буду. Мне раньше казалось, что она лишняя. Но теперь я понимаю: режиссеры хотели сделать зло менее привлекательным: зло всегда остается злом, даже если оно обладает хорошим вкусом и своими принципами.

Разговор с жертвой Ганнибала Мэйсоном Верджером

Первый момент, который меня сильно привлек, это разговор Клариссы и жертвы Лектора – Мэйсона Верджела.

Он ей рассказывает о том, что у него есть иммунитет от его прошлых преступлений: ведь он пострадал от рук Ганнибала. А раньше он был педофилом. И вот думаешь тут, а как это может быть? Какая индульгенция? А те дети, которые от него пострадали?

Заканчивается их встреча фразой Верджера: «Странно Вы спокойно смотрели на мое лицо, но вздрогнули, когда я упомянул о Боге.»

Очень даже могу понять Старлинг: этот педофил рассуждает о том, что у него иммунитет от Бога, так как он пострадал от рук Лектора. Но при этом ни капли не раскаялся.

Я думаю, что Старлинг, если рассматривать ее характер, понимает все несовершенство системы и пытается бороться там, где может. Но все равно, все эти богатенькие с индульгенциями раздражают ее, ведь, как говорит Ганнибал: "Они ненавидят Вас за то, что Вы спасаете ягнят, а они нет, Вы служите порядку, а они нет…"

Игра актеров просто великолепна.

Встреча Клариссы Старлинг с Барни

Барни поднимает сбитого голубя (Ганнибал (2001)

Еще мне нравится встреча с Барни, который раньше был санитаром в психбольнице, где сидел Ганнибал.

Начинается их встреча с того, что Барни подбирает мертвого голубя на дороге и дает второму голубю проститься с ним на пороге дома Барни.

Самое интересное в этой сцене - их обсуждение о том, не ждут ли они, что Лектор решит навестить их. И признаются, что часто вспоминают о нем. Но в принципе, им можно не беспокоиться, ведь зло предпочитает "грубиянов на свободном выпасе".

Комиссар Пацци звонит по телефону

Пацци принимает решение продать Ганнибала

После того, как инспектор Пацци узнает, что доктор Фэл – это Ганнибал и опасный преступник, первым делом он смотрит информацию о вознаграждении за его поимку, и таким образом выходит на Мейсона Верджера.

Для того чтобы узнать подробности получения денег, ему нужно позвонить по телефону. Мне нравится смотреть на момент его выбора: звонить или не звонить. Момент, который является переломным в его судьбе и ведет его к близкой кончине.

И он все-таки звонит…

Комиссар Пацци пытается украсть вещи Ганнибала Лектера

Пацци дома у Лектора при библиотеке

Для того, чтобы получить вознаграждение, Пацци необходимо получить отпечатки пальцев Ганнибала. Для этой цели он отправляется к Ганнибалу домой, в квартиру рядом с библиотекой. Лектор выходит из комнаты, и Пацци стоит рядом со столом со столовыми приборами. Он пытается взять вилку, но тут раздается голос Ганнибала из соседней комнаты, и он отпрыгивает от стола. Ведь он отлично себе представляет возможности такого чудовища как Лектор.

Мне нравится финал этой сцены. Ганнибал говорит Пацци: "иногда тебе кажется, что все хорошо, но кто-то тебе уже копает яму".

Сразу становится понятно, что не Пацци копает яму… а ему…

Опера в фильме «Ганнибал»

Микроопера «Новая жизнь Данте» (Ганнибал (2001)

Микроопера под названием «Новая жизнь Данте»  («Vide cor Meum» Патрика Кэссиди) была написана специально для фильма.

Мне очень нравится пронзительность и музыки, и вокала, который как бы подчеркивает, что происходящее, в которое мы вовлечены, это драма, финалом которой будет чья-то смерть. Удивительно тщательно подобранные декорации, актеры, все это вносит дополнительный эстетический оттенок в просмотр.

Снималась опера в Капелле Пацци, являющейся исторической достопримечательностью Флоренции. Предок Ринальдо Пацци убил одного из Медичи на лестнице этой капеллы. То, о котором Ганнибал рассказывает Пацци, когда последний приходил к нему за отпечатками пальцев.

Ганнибал Лектер и собака

Ганнибал Лектор и собака (Ганнибал 2001)

Ганнибал возвращается в Америку после убийства Пацци, и начинает свою подготовку к финальным сценам той драмы, которую он задумал.

Для того, что узнать адрес загородного дома Пола Крэмблера, он заходит в его городской дом, пока последний уезжает кататься на велосипеде. И его встречает немецкая овчарка. И сцена их встречи снята отлично: они смотрят друг на друга, и Лектор при этом выглядит так уверенно в своих силах при любом исходе, что понимаешь, почему собака отползла назад. Ведь животные очень четко чувствуют степень готовности человека дать отпор.

В этот момент понимаешь, что Ганнибал - это сильный зверь, который приобрел ему нужный лоск, но звериного в его натуре предостаточно и при необходимости оно легко выбирается наружу.

Поездка на вокзал

Следующим шагом к развязке была организованная Ганнибалом акция по захвату самого себя подручными Мейсона Верджера.

Для этого он проникает в дом к Клариссе Старлинг, заходит к ней в гостиную. Стоя перед Клариссой Старлинг, спящей в кресле, Хопкинс передает такую сложную гамму переживания своей героя, что просто удивительно, как ему это удается. Здесь намешано все: восхищение Старлинг, желание ее попробовать в гастрономическом смысле, просто мешанина эмоций…

Свечи и босоножки - подарок Ганнибала

В итоге он оставляет на столике перед ней свечи и журнал с босоножками Гуччи.

От его звонка она просыпается и понимает, что он был у нее дома…

Лектор велит ей собраться и ехать. При этом она берет из коробки пистолет (так как ее отстранили от работы, то табельное оружие пришлось сдать) и в этот момент Ганнибал ей говорит, что за незарегистрированное оружие можно получить срок, но если Вы без него не можете, то берите.

Затем он заставляет ее приехать на вокзал, при этом за ней следили подручные Мейсона Верджера, которые потом и захватили маньяка.

Встреча Ганнибала и Клариссы на вокзале

Что мне нравится в этой сцене: Лектор и Кларисса разговаривают на одном языке. Да, они по разные стороны баррикад, но относятся друг к другу с уважением. И когда Ганнибала захватывают, сразу понимаешь, что Кларисса будет его спасать, так как позволить вершить самосуд не в ее правилах.

Наверное, Кларисса выглядит для многих непонятно: вот отдала бы маньяка Мейсону и зло само с собой бы вело разборки. Но цельность натуры Клариссы именно в том, что зло должно быть наказано в соответствии с законами общества, а не с желанием одного человека, пусть даже и богатого.

Перестрелка в сарае в поместье Мэйсона Вэрджела

Подручные Верджера привозят Ганнибала в поместье последнего.  Наступает момент встречи двух главных отрицательных героев: избитый Лектор, который зафиксирован на каталке и Мейсон, изуродованный человечек на инвалидной коляске. Лектор смотрит с удовлетворением на страдание человека, который даже по принципам зла должен быть наказан за свои преступления.

Верджел спрашивает его:
- Наверное, Вы жалеете, что не убили меня?
На что Ганнибал с чувством удовлетворения произносит:
- Видеть Вас в таком состоянии гораздо приятнее.

диалог из фильма "Ганнибал" (2001)

Затем Ганнибала отвозят в сарай, где его прикрепляют к погрузчику, чтобы в дальнейшем выпустить кабанов, которые его загрызут до смерти, а Мейсон Верджел будет за этим наблюдать.

В момент подготовки, в сарай заходит Кларисса Старлинг, которая поняла, что Лектора надо искать в поместье Верджела. И начинается перестрелка, в которой она ранит часть бандитов.

Но один бандит оказывается наверху. И в момент, когда Кларисса отвязывает Ганнибала, у них завязывается перестрелка и Клариссу ранит в плечо. Лектор уже к тому моменту освободился, он убивает оставшегося бандита, берет Клариссу на руки и выходит из загона, в который уже набежали кабаны.

Ганнибал выносит Клариссу из сарая

Момент, когда Лектор выходит с Клариссой на руках мне кажется ужасно романтичным, несмотря на все сопутствующие события.

Сцена на кухне в доме Пола Крэмблера

Ганнибал и Кларисса на кухне

Сцена на кухне происходит после того, как Ганнибал поужинал мозгами Пола Крэмблера.

Он прибирает на кухне (что само по себе удивительно, если не знать, что он поджидает агента Старлинг для финальной сцены). В этот момент приходит Старлинг, которая пристегивает его к себе наручниками.

Наверное, это и есть тот момент, ради которого Ганнибал вернулся в США. Увидеть, что она никогда не сдается и также фанатично предана своим принципам о добре и зле.

Да, они антагонисты, но они преданы каждый своим принципам и это их не объединяет, нет, но заставляет уважать друг друга.

Я уже писала выше, что Кларисса не сказала Ганнибалу, чтобы он остановился, если любит ее. Она ему ответила: «ни за что, никогда».

И это, собственно, как бы ответ на все их взаимоотношения.

Мое впечатление о книге Томаса Харриса

После просмотра фильма я прочитала книгу Томаса Харриса о Ганнибале. Фильм оказался близко снят к книге. Не было ощущения, что книга сама по себе, а фильм сам по себе. Но когда я дочитала до финала, то была поражена. В книге Ганнибал, сделав операцию Старлинг, накачивает ее лекарствами, которые изменяют ее психику, и она становится, такой же как и он. Да и мозги Пола Крэмблера они едят вместе… Вообщем, я как-то была в шоке от такого.

Откровенно говоря, я осознала, что финал в фильме мне нравится больше: зло осталось злом, добро добром.

Ну, и в заключении хочется сказать, с моей точки зрения, стоит обязательно посмотреть этот фильм хотя бы для того, чтобы увидеть, что зло иногда так занято своими разборками, что ему просто некогда отвлекаться на добро.

4 комментария

Аватар комментатора Анастасия Автор: Анастасия

Здравствуйте, Валентина! Большое спасибо за подробную и интересную статью. Заинтриговали меня и в ближайшее время я обязательно посмотрю этот фильм.

Аватар комментатора Гончаренко Валентина Автор: Гончаренко Валентина

Анастасия, очень-очень рекомендую! Только аккуратно смотрите эпизод про поедание мозгов - чтобы не испортить впечатление от всего фильма.

Аватар комментатора Саня Автор: Саня

Вы считаете, что этот фильм лучше "Молчания ягнят"?

Аватар комментатора Гончаренко Валентина Автор: Гончаренко Валентина

Саня, добрый день! Мне действительно нравится этот фильм гораздо больше, чем "Молчание ягнят". "Молчание ягнят" - достаточно классический фильм про поимку маньяков. При этом, как я писала ранее, Джоди Фостер мне не очень понравилась в роли спецагента. А в "Ганнибале" очень интересный нестандартный сюжет, а какая игра актеров!

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение