Юнит-экономика позволит оценить эффективность бизнеса в разрезе единицы товара или услуги.
То есть это:
Юнит-экономика = поступление денег от одного клиента – расходы, которые были потрачены на обеспечение процесса создания этого товара или услуги.
Юнит-экономика может быть использована для следующих целей:
- Оценить прибыльность проекта перед запуском
- Найти точку безубыточности, то есть определить, когда расходы будут равны доходам.
- Скорректировать расходы на рекламную компанию
Я сталкивалась с двумя подходами к расчету юнит-экономики:
- Для расчета стоимости привлечения и расчета расходов на рекламную компанию.
- Для анализа доходов, расходов и прибыли на единицу
Анализ расходов на рекламную компанию через юнит-экономику мы рассмотрим с точки зрения формулы, а вот анализ доходов, расходов и прибыли на юнит мы рассмотрим на примере общей финансовой модели.
Содержание
Расчет юнит-экономики через маркетинговые расходы
Формула следующая
Юнит-экономика = LTV / CAC
LTV – это прибыль с каждого клиента за весь период, пока он пользуется услугами/товарами компании
LTV = (средний чек – переменные расходы*средний чек)*коэффициент повторных покупок
CAC – маркетинговые расходы на одного покупателя
CAC = маркетинговые расходы / количество покупателей
Показателей юнит-экономики, а также CAC сравнивают с такими же показателями других компаний в данной отрасли.
Сравнение CAC с конкурентами позволяет оценить эффективность затрат на рекламные кампании.
Анализировать этот показатель можно следующим образом: если юнит-экономика больше единицы – это хорошо, если меньше единицы – плохо, так как компания тратит на привлечение и производство товара/услуги больше, чем зарабатывает.
Расчет расходов на юнит в финансовой модели
Оценка прибыли через анализ расходов на юнит (единицу продукции), как вертикальный, так и горизонтальный (в динамике), позволяет более наглядно оценить стоимость на единицу, отклонение факта от плана, а также увидеть расходы, которые влияют на стоимость единицы, как в положительной, так и отрицательной динамике.
Юнитом – может быть продукт (товар или услуга) однородного направления, а также юнитом – может быть направление бизнеса. Или же юнитом можно считать каждого покупателя.
Выбор юнита зависит от структуры бизнеса, а также возможности выделения расходов по направлениям. Обычно переменные расходы распределяются по направлениям, а постоянные расходы (административные, прочие, расходы на привлечение займов) распределяются при помощи какого-либо механизма: равными долями, по выручке и т.д.
В модели я рассматриваю самый простой анализ юнит-экономики – проданная единица товара.
Скачать модель с рассчитанным анализом юнит-экономике можно здесь.
Структуру модели и заполнение файла я рассматриваю в статье Финансовая модель в Excel: рассмотрим моделирование на примере, файл для скачивания
Инструменты для анализа расходов на единицу продукции (юнит-экономика)
В модель я добавила лист «ПИУ с юнит», в котором внесла колонки, которые рассчитывают ежемесячно, а также поквартально расходы на единицу произведенной продукции в периоде расчета.

Лист ПИУ с добавленными колонками выглядит достаточно громоздко. Поэтому для анализа показателей я вынесла самые основные из них на лист «Показатели»

Анализ показателей юнит-экономики
Анализ показателей проводим на основе значительных отклонений, как внутри модели – месяц от месяца, так и при сравнении со средними показателями по отрасли (если такие показатели доступны).
Определяем блок с отклонениями, например, «операционные расходы», определяем за счет каких расходов ухудшился рассматриваемый показатель и что можно сделать, чтобы избежать дальнейшего повышения расходов.

Например, закупка компьютеров увеличивает расходы на единицу продукции в январе и феврале, но затем, ситуация нормализуется, так как основные закупки уже проведены.
Таким образом можно быстро определить причину увеличения расходов, а также разработать комплекс мер, чтобы избежать дальнейшего роста расходов.








16 комментариев на «“Расчет юнит экономики – маржинальность единицы товара в шаблоне Excel”»
I don’t usually comment but I gotta say thankyou for the post on this perfect one : D.
Спасибо! Рада, что мой пост был полезен!
You got a very great website, Gladiolus I detected it through yahoo.
Спасибо! )))
Well I definitely liked reading it. This subject offered by you is very helpful for proper planning.
Добрый день! Очень рада, что смогла быть полезной
I like this post, enjoyed this one thanks for posting.
Добрый день!
Рада, что Вам понравилось.
Precisely what I was looking for, thanks for putting up.
Добрый день!
Рада, что Вам было полезно!
Поздравляю, какие слова…, отличная мысль
Добрый день!
Спасибо.
Hey very cool blog!! Man .. Excellent .. Wonderful .. I’ll bookmark your site and take the feeds additionally…I am happy to find so many useful information right here within the post, we need work out extra techniques in this regard, thank you for sharing. . . . . .
Добрый день!
Рада, что Вам понравилось.
Thanks for ones marvelous posting! I really enjoyed reading it, you could be a great author.I will make certain to bookmark your blog and may come back from now on. I want to encourage one to continue your great writing, have a nice evening!
Добрый день!
Спасибо за теплые слова!