В этой статье рассмотрим процесс составления управленческого отчета о движении денежных средств прямым методом, поскольку это более простая форма, которая подходит для дальнейшего анализа.
На конкретном примере покажу процесс формирования отчета о движении денежных средств.
Содержание
Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств (ДДС) – документ, отражающий способность компании получать денежные средства от реализации и оплачивать свои расходы. А также этот отчет позволяет определить потребность организации в займах или (если они уже есть) позволяет определить степень зависимости от внешнего финансирования.
Управленческая форма отчета о движении денежных средств отличается от бухгалтерской и она зависит от метода, которым собирается ДДС.
Обращаю Ваше внимание, что форма бухгалтерского отчета о движении денежных средств (Форма № 3) закреплена законодательно, который и сдается в налоговые органы.
Существует два метода для формирования отчета о движении денежных средств:
- прямой
- косвенный
Прямой метод формирования отчета – это классический метод подготовки ДДС, данные для него берутся непосредственно с расчетного счета и/или кассы.
Косвенный метод подготовки ДДС строится расчетным путем, и для этого расчета используется отчет о прибылях и убытках, а также балансы на начало и конец периода.
Далее рассмотрим алгоритм составления отчета о движении денежных средств, который будем формировать прямым методом.
Форма отчета о движении денежных средств
Форма отчета содержит в себе три основных блока:
Денежный поток от операционной деятельности
Включает в себя следующие блоки:
- Поступления от покупателей
- Оплата поставщикам товара (затраты на производство и приобретение материалов, закупку товара)
- Оплата прочим поставщикам (общехозяйственные, административные и маркетинговые расходы, заработная плата, налоги, проценты, уплаченные по кредитам и займам)
При необходимости могут быть выделены в отдельные блоки налоги и заработная плата, если они составляют значительную часть выплат.
Денежный поток от инвестиционной деятельности
Включает в себя следующие блоки:
- приобретение или продажа основных средств
- слияния и поглощения других компаний,
- продажа отдельных активов и направлений бизнеса,
- приобретение или продажа рыночных активов (акций, облигаций и т.д.)
Денежный поток от финансовой деятельности
Включает в себя следующие блоки
- получение или погашение кредитов/займов, привлеченных компанией
- поступление от выпуска акций, облигаций и пр.
Теперь начнем собирать этот отчет на следующем примере.
Пример для формирования отчета о движении денежных средств
Был оплачен уставной капитал в размере 10 000 руб.
Оплачены полностью основные средства – 300 000 руб.
Получено от покупателей – 134 000 руб.
Оплачено поставщикам за аренду, интернет и пр. 26 150 руб.
Получен займ – 500 000 руб.
Была произведена оплата за товар – 45 000 руб.
Составление отчета о движении денежных средств
План действий по составлению ДДС в укрупненном варианте состоит из следующих шагов:
- Понять какие расходы к каким статьям относятся
- Внести расходы в нужные статьи
Начнем с распределения расходов между статьями. Рассмотрим отчет с точки зрения видов деятельности:
- Операционная деятельность
Получено от покупателей – 134 000 руб.
Оплачено поставщикам за аренду, интернет и пр. 26 150 руб.
Была произведена оплата за товар – 45 000 руб.
- Инвестиционная деятельность
Оплачены полностью основные средства – 300 000 руб.
- Финансовая деятельность
Был оплачен уставной капитал в размере 10 000 руб.
Получен займ – 500 000 руб.
Форму отчета можно взять здесь.
После того, как мы внесли все данные, мы получим отчет о движении денежных средств в следующем виде:
Заключение
В данной статье был составлен отчет о движении денежных средств на примере, используя прямой метод.
Логика составления ДДС рассмотренная выше, позволит Вам формировать отчеты с большим ветвлением поступлений и оплат, чем рассмотрено в примере.
При составлении отчета необходимо помнить, что данные берутся только по расчетным счетам и кассе, то есть связаны непосредственно с увеличением или уменьшением денежных средств компании.
Надеюсь, что данный алгоритм будет полезен для Вас. Если у Вас остались вопросы – пишите в комментариях – обязательно обсудим.