Рядом со станцией Бутово (МЦД-2) расположился небольшой храм. Это временный храм, названный в честь иконы Божией Матери Неупиваемая чаша. Он очень уютный, с приятной атмосферой.
Мне очень нравится бывать в нем и на его территории. Не смотря на то, что расположен он на привокзальной площади, попадая на его территорию, совершенно отключаешься от городской суеты.
Кстати, с радостью заметила, что началось строительство основного храма, посвященного священномученику Серафиму, митрополиту Петроградскому.
Содержание
Временный и постоянный храмы
Признаюсь честно, только когда я начала готовить материал для статьи, то узнала, что это временная церковь. Мне он нравится в том виде, в котором он находится сейчас, я даже и не подозревала, что на самом деле он будет совсем другим (его строительство входит в программу “Строительство православных храмов в Москве”).
На иллюстрации слева – временный храм, справа – проект будущего храма.
Временный храм освящен в иконы Божией Матери “Неупиваемая чаша”, а постоянный будет носить название “Храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского в Южном Бутово”.
Легенды о покровителях храмов
При написании этой статьи я вдруг задумалась о том, каким образом выбирают небесных покровителей строящимся церковным сооружениям. Информации по этому вопросу оказалось совсем немного. Вот, что удалось выяснить.
В некоторых источниках делается предположение, что выбор связывали с несколькими причинами:
- на открытых пространствах, на возвышенностях воздвигались церкви во имя св. пророка Илии, возможно потому что, в язычестве на таких местах находились капища или статуи главного славянского бога Перуна, который по своему положению среди других, занимал первенствующее, высокое положение. Пророк же Илия – в глазах новообращенного из язычества славянина – заменил главного бога Перуна.
- в низинах, в местах истоков рек впервые появились храмы в честь св. Параскевы. Св. Параскева в русском народе исключительно известна под именем св. Пятницы. Пятница, в представлении христианина, заменила богиню Живу, землю – мать кормилицу, которая все посеянное в ней растит, живит и производит всё то, что питает людей.
- в местностях с развитым скотоводством ставили, если не церковь, то устраивали на сборные деньги часовню, или, по крайней мере, икону св. м. Власия, так как Власий напоминает своим именем скотьего у славян бога – Велеса.
- в местах на окраинах Руси, среди чужеземцев воздвигались первые храмы в честь Всемилостивого Спаса, преимущественно на дальнем севере – в Холмогорах, Коле, на Соловецком острове
- в честь исторических событий, которые оставили сильное впечатление на современников, например, убийство первых русских мучеников из великокняжеского рода. Св. Бориса и Глеба или победа над Тамерланом, с чудесным заступлением Богоматери, явленном чрез икону Её Владимирскую, это способствовало появлению большого количества храмом в честь иконы Божьей Матери Владимирской, а также храмов в честь Св Бориса и Глеба.
Однако, каким образом решают в честь кого будет храм известно очень узкому кругу людей, возможно только самим инициаторам проекта. В интервью протоиерея Дмитрия Смирнова в 2017 году я прочитала, что каких-то особых правил нет, в Москве строительство церковных сооружений происходит по благословению его Святейшества, то есть и названия утверждает тоже он.
Легенда об иконе Божией Матери “Неупиваемая чаша”
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, отставному солдату, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить, во сне явился старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери „Неупиваемая Чаша“, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего явления старца на четвереньках отправился в путь.
Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. После долгих поисков в проходе из соборного храма в ризницу нашли образ, на обороте которого обнаружили надпись: «Неупиваемая Чаша». В явившемся крестьянину схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. После совершения молебна бывший пьяница, по легенде, получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю.
Житие священномученика Серафима Петроградского
Митрополит Серафим Петроградский – человек разносторонних талантов, являясь аристократом, блестящим гвардейским офицером, он так же был художником, иконописцем, музыкантом, духовным композитором, врачом, создавший свою собственную уникальную систему лечения на основе гомеопатии и вылечивший множество людей, приходской священник и впоследствии архиерей, духовный писатель… Его трудами прославлен великий русский святой – преподобный Серафим Саровский.
Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января (старого стиля) 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Он принадлежал к одному из знаменитых дворянских родов старой России.
С детства Леонида отличала грубокая религиозность и мягкий характер. Следуя семейной традиции, юный Леонид Чичагов выбрал карьеру военного. После нескольких лет обучения в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии, в 1870 году он поступил в Пажеский Его Императорского Величества корпус, где получил блестящее по тем временам образование и был причислен к пажам Высочайшего Двора. Однако, он предпочел службе при Дворе воинскую службу и был определен в артиллерийскую бригаду Преображенского полка. Вскоре началась Русско-турецкая война, в которой юный офицер принял активное участие. В ходе боевых действий он проявил незаурядную храбрость, мужество и самоотвержение, за что был удостоен многих боевых наград (в том числе, получил Георгиевский крест) и произведен в чин гвардии поручика.
В 1878 году состоялась встреча с великим пастырем Русской Православной Церкви – святым праведным Иоанном Кронштадским, который стал духовным руководителем Леонида Чичагова и определил многое в его дальнейшей жизни.
8 апреля 1879 года Леонид Михайлович Чичагов вступил в брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой. В этой семье появились на свет четыре дочери: Вера, Наталия, Леонида и Екатерина.
Чичагов глубоко изучил медицину, пришел к выводу о том, что лучшей из всех методик лечения является гомеопатия, и на ее основе создал свою собственную систему и фармакологию. Итогом многолетней медицинской деятельности Л. М. Чичагова стал фундаментальный труд “Медицинские беседы”.
В 1890 году он по благословению святого Иоанна Кронштадского принимает решение стать священником и выходит в отставку в чине гвардии штабс-капитана. 26 февраля 1893 года Леонид Чичагов был рукоположен в сан диакона, а через два дня во иерея и приписан к московскому Кремлевскому храму Двунадесяти апостолов.
В 1895 году неожиданно от дифтерита скончалась матушка отца Леонида – его горячо любимая супруга Наталия. Отец Леонид похоронил ее в Дивеево на монастырском кладбище. Вскоре над могилой возвели часовню, а рядом с местом упокоения матушки отец Леонид приготовил место для собственного погребения.
14 февраля 1896 года священник Леонид Чичагов по распоряжению Протопресвитера военного и морского духовенства был определен к церкви в г. Москве для частных учреждений и заведений Артиллерии Московского Военного Округа – храму святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Этот храм принадлежал Румянцевскому музею и 30 лет стоял закрытым. Отец Леонид не только восстановил его (частью на собственные средства), но и расписал его сам.
Оставив своих повзрослевших четырех дочерей на попечение нескольких доверенных лиц, призванных следить за получением ими дальнейшего образования и воспитания, отец Леонид в 1898 году принял монашеский постриг с именем Серафим, приписан он был к братии Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре иеромонах Серафим (Чичагов) указом Святейшего Синода был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Обитель находилась в плачевном состоянии. А за годы настоятельства отца Серафима совершенно возродилась. Вслед за тем архимандрит Серафим был назначен благочинным монастырей Владимирской епархии.
Будучи человеком разносторонних дарований, святитель Серафим хорошо рисовал. Помимо росписей храма святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, известны иконы его работы. Среди них – знаменитый образ “Спаситель в белом хитоне”, а также икона преподобного Серафима, молящегося на камне. Эти два образа в настоящее время находятся в московском храме пророка Илии, что в Обыденском переулке. Также, отец Леонид писал духовную музыку, сам хорошо пел, играл на рояле. В его архиве нашли написанные им произведения для органа, фисгармонии и фортепиано.
Одним из самых главных и важных дел в жизни святителя Серафима была организация прославления великого русского святого – преподобного Серафима Саровского. Архимандрит Серафим принялся за составление “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, которая вышла в 1896 году и была переиздана в 1902 году.
Сознавая, что многие архиереи Синода являлись категорическими противниками прославления Преподобного, архимандрит Серафим решился обратиться с просьбой о канонизации непосредственно к Государю Императору Николаю II, являвшемуся в соответствии с Основными Законами Российской Империи “верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры”. Прочитав Летопись, преподнесенную ему отцом Серафимом, Государь вынес резолюцию: “Немедленно прославить”.
29 января 1903 года Святейший Синод принял деяние, на основании которого Саровский старец Серафим причислялся к лику святых Русской Православной Церкви.
14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви – Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
28 апреля 1905 года в Успенском Соборе Московского Кремля будущим священномучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) архимандрита Серафима (Чичагова) возвели в сан епископа. Владыка был назначен на Сухумскую кафедру.В предреволюционные годы епископ, а затем уже архиепископ, Серафим (Чичагов) занимал поочередно Сухумскую, Орловскую, Кишиневскую и, наконец, Тверскую кафедры. Тяжелым испытанием для владыки Серафима вскоре после его переезда в Кишинев стала кончина в декабре 1908 года святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В годы Первой мировой войны Владыка горячо молился о победе Русской армии, стремился всеми силами поддерживать дух народа, произносил пламенные проповеди, участвовал в различных мероприятиях по оказанию помощи раненым воинам и беженцам. Во время Февральской революции архиепископ Серафим не скрывал своего отрицательного отношения к происходящему, вопреки решению Синода не поддержал Временное правительство и оставался приверженцем монархии.
28 декабря 1917 года Вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке архиепископа Серафима из Тверской губернии. Святейший Патриарх Тихон за несколько дней до разгона Поместного Собора 17 сентября 1918 года успел принять на заседании Священного Синода решение о назначении Владыки Серафима на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории свободной от власти большевиков Польши. Однако, уже первые действия, предпринятые владыкой Серафимом в качестве архиепископа Варшавского, встретили жестокое сопротивление советского правительства, ему отказали в выезде вместе с подчиненным ему духовенством на территорию Польши. Разраставшаяся гражданская война и начавшаяся затем советско-польская война сделали физически невозможным отъезд владыки Серафима во вверенную ему епархию. Владыка оставался в России, пребывая в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры.
В мае 1921 года на Владыку завели уголовное дело. В результате 24 июня 1921 года святителю Серафиму вынесли официальный приговор, о заключении гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года. Впрочем, находившийся под секретным наблюдением ВЧК архиепископ Серафим продолжал оставаться на свободе, ожидая разрешения на отъезд в Варшавскую епархию, и был неожиданно для себя арестован лишь 21 сентября 1921 года и помещен в Таганскую тюрьму.
13 января 1922 года архиепископ Серафим был освобожден из тюрьмы в связи: “С упрочением положения революционной соввласти в условиях настоящего времени гр. Чичагов бессилен предпринять что-либо ощутительно враждебное против РСФСР. К тому же, принимая во внимание его старческий возраст, 65 лет, полагаю, постановление о высылке на 2 года применить условно, освободив гр. Чичагова Л. М. из-под стражи”.
Однако, судебная коллегия ГПУ 25 апреля 1922 года приговорила Владыку Серафима к ссылке в Архангельскую область. Отбыв срок ссылки, святитель Серафим вернулся в Москву в апреле 1923 года.
16 апреля 1924 года Владыка вновь был арестован ГПУ, вменявшему ему на этот раз в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Архиепископа Серафима поместили Бутырскую тюрьму. В мае 1924 года Святейший Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении 68-летнего святителя, в котором ручался за его лояльное отношение к существующей государственной власти. Это ходатайство способствовало освобождению Владыки Серафима, который обрел свободу в июле 1924 года. Впрочем, вскоре его выслали из Москвы. Гонимого архипастыря приняли в Воскресенском Феодоровском женском монастыре Ивановской области (недалеко от Шуи).
В 1927 году святитель Серафим сделал свой выбор и встал на сторону той части церковной иерархии, которая признала митрополита Сергия как единственно законного преемника Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, равного ему по своим каноническим полномочиям, и поддержала его политику отстаивания официального признания Русской Православной Церкви государственной властью. Владыка Серафим пришел к убеждению, что Церковь должна открыто осуществлять свое служение в России.
Весной 1928 года святитель Серафим был назначен на Ленинградскую кафедру с возведением в сан митрополита.
Тесная духовная дружба связала митрополита Серафима со старцем Серафимом Вырицким. Старец Серафим стал духовным отцом Владыки.
В 1933 году 77-летний святитель Серафим вышел на покой и переехал в Москву.
В ноябре 1937 года уже окончательно прикованный к постели 82-летний священномученик Серафим (Чичагов) был арестован сотрудниками НКВД. Святителя вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму в машине “скорой помощи” из-за невозможности перевезти его в арестантской машине.
Несколько недель физически тяжело больной пожилой человек находился под следствием, но так и не признал ни одного из предъявленных обвинений. 7 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области приняла постановление о расстреле митрополита Серафима. Свой крестный путь священномученик Серафим завершил 11 декабря 1937 года на Бутовском расстрельном полигоне НКВД под Москвой.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 году митрополит Серафим (Чичагов) был причислен к лику святых как священномученик.
Известно много случаев чудесной благодатной помощи Владыки Серафима тем, кто обращается к нему в молитвах. Икона священномученика Серафима, подаренная храму внучкой Владыки игуменией Серафимой (Черной-Чичаговой), мироточила, есть свидетельства об исцелениях, совершавшихся от нее.
Местоположение храма в честь иконы Божией Матери “Неупиваемая чаша” в Южном Бутово, контакты, расписание богослужений
Находится храм рядом со станцией Бутово.
У храма есть своя страничка , а также расписание богослужений .
Записки о здравии и за упокой, молебны, панихиды и сорокоусты, поминовение на год и полгода, можно присылать по адресу: seraphimchichagov@yandex.ru
Также на территории расположена церковная лавка. Она работает с 10.00 до 20.00 в будни, и с 9.00 до 20.00 в выходные дни.
А еще здесь есть живой уголок. Мне всегда очень нравится наблюдать за живущими здесь козами, курами и утками.
И относительно недавно, может пару лет назад появилось приходское кафе.
Мои впечатления о жизни храма в Южном Бутово
Мне всегда очень приятно посещать этот храм. Я никогда не задумывалась, что он временный.
Он просто стоит на своем месте, и это здорово.
Мне нравится атмосфера внутри храма и на богослужениях. Помещение небольшое внутри, но очень светлое, умиротворяющее.
А самое мое любимое посещение – это освящение куличей. Для меня это всегда очень светлый, добрый день.
И еще мы завели маленькую традицию: выходя с территории храма, покупаем маленькие игрушки из дивеевской глины на память об этом дне.
Заключение
Храм в честь иконы Божией Матери Неупиваемая чаша в Южном Бутово – очень светлое, замечательное место, со своей особенной атмосферой.
Мне очень нравится посещать его.
Будет интересно посмотреть на основной храм, когда его строительство завершится.
Надеюсь, что моя рассказ заинтересовал Вас.
Будет замечательно, если Вы найдете время и посетите это чудесное место.