Управленческий отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) является важнейшим отчетом из трех основных отчетов управленческого учета, наравне с балансом и отчетом о движении денежных средств.
Пошагово на примере разберем форму отчета о прибылях и убытках, а также алгоритм по формированию финансового результата
Содержание
Отчет о прибылях и убытках
ОПиУ показывает финансовый результат работы компании за период (например, месяц или год), содержащий информацию о доходах и расходах.
Обращаю Ваше внимание, что бухгалтерский отчет о прибылях и убытках (Форма № 2) имеет закрепленный законодательно образец, сдается в налоговые органы только в таком виде.
Однако, управленческий ОПиУ создается для удобства использования непосредственно собственниками бизнеса, поэтому отчет может быть модифицирован совершенно разными способами.
Форма управленческого отчета о прибылях и убытках
Форма для примера содержит следующие блоки:
- Валовая выручка
Валовая выручка – это сумма поступлений от реализации продукции или услуг.
Однако, необходимо обратить внимание, что ОПиУ строится, используя систему начисления. То есть учитываются суммы накладных товаров или услуг, отгруженных/оказанных покупателям в определенном периоде. Оплата данных отгрузок не имеет значения.
- Валовая (маржинальная) прибыль
Валовая прибыль = Выручка от продаж – Переменные затраты (издержки, относящиеся к проданным товарам)
- EBITDA
EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) – переводится как – доход до вычета процентов, налогов и амортизации.
Также ее называют Операционной прибылью, которая рассчитывается, используя формулу:
EBITDA = выручка – переменные затраты (издержки, относящиеся к проданным товарам) – постоянные расходы (такие как административные, маркетинговые и пр.)
- Прибыль перед уплатой налогов
Прибыль перед уплатой налогов = EBITDA – амортизация – затраты по кредитам и займам
- Чистая прибыль
Чистая прибыль – это выручка минус все расходы предприятия.
Теперь попробуем собрать этот отчет, используя пример ниже.
Пример для формирования отчета о прибылях и убытках
Компания в месяц продает по цене 20 руб./шт. товара А – 500 шт, по цене 30 руб./шт. товара В – 800 шт, по цене 100 руб./шт. товара С – 1 000 шт.
Стоимость товара А за шт. – 10 руб, товара В за шт. – 20 руб., товара С за штуку – 30 руб.
Также у компании есть следующие ежемесячные расходы:
Стоимость аренды склада – 10 000 руб./мес.
Стоимость доставки товаров: 0,5 руб за шт.
Стоимость комм. услуг склада – 2 000 руб./мес.
Зарплата менеджеров по продажам – 3% от выручки
Зарплата административного персонала – 20 000 руб./мес.
Аренда офиса – 5 000 руб./мес.
Рекламные расходы – 5 000 руб./мес.
Проценты по займам – 3 000 руб./мес.
Амортизация – 6 000 руб./мес.
Составление управленческого отчета о прибылях и убытках в удобной форме в excel
План действий по составлению укрупненном варианте состоит из следующих действий:
- Понять какие расходы к каким статьям относятся
- Внести расходы в нужные статьи
Начнем с распределения расходов между статьями. Идем по структуре ОПиУ:
- Выручка
Компания ежемесячно продает по цене 20 руб./шт. товара А – 500 шт, по цене 30 руб./шт. товара В – 800 шт, по цене 100 руб./шт. товара С – 1 000 шт.
При внесении данных необходимо цену умножить на количество проданной продукции.
- Себестоимость
Стоимость товара А за шт. – 10 руб, товара В за шт. – 20 руб., товара С за штуку – 30 руб.
Стоимость доставки товаров: 0,5 руб за шт.
При внесении данных необходимо себестоимость умножить на количество проданной продукции, а также стоимость доставки умножить на количество реализованного товара.
- Оплата труда
Зарплата менеджеров по продажам – 3% от выручки
- Прочие прямые расходы
Стоимость аренды склада – 10 000 руб./мес.
Стоимость комм. услуг склада – 2 000 руб./мес.
- Общехозяйственные расходы
Зарплата административного персонала – 20 000 руб./мес..
Аренда офиса – 5 000 руб./мес.
Расходы на рекламу – 5 000 руб./мес.
Итак, мы распределили расходы, теперь необходимо внести данные в соответствующие статьи.
Образец для отчета можно взять здесь.
После того, как мы внесли все данные в отчет, мы получили следующий финансовый результат.
Заключение
В данной статье был рассмотрен алгоритм для составления отчета о прибылях и убытках.
Этот алгоритм универсальный, им можно пользоваться при составлении более сложных отчетов.
Главное, что необходимо помнить при составлении – отчет построен по принципу начисления – расходы по оплатам не участвуют. А также четко понимать отнесение данных между статьями доходов или затрат.
Надеюсь, что данный пошаговый план был полезен для Вас. Если у Вас остались вопросы – пишите в комментариях – обязательно обсудим.