Мой отзыв о фильме “Классик” (1998): история о бильярде с Никоненко и Гуськовым

Мне очень нравится фильм «Классик», этот рассказ о девяностых, о лихих временах становления новых времен после СССР. В картине передана атмосфера перехода: когда жизнь происходит еще в декорациях СССР, а принципы и законы уже новые.  Как человеку, подростком пережившему конец 90-х, история, рассказанная в фильме, кажется правдоподобной, иногда нравится просто вспомнить те времена.

Сюжет особенно интересен развязкой. На фоне бандитских разборок, главный московский бандит, выглядит скорее как аристократ, чем криминальный элемент. Ермолаев разыгрывает свою «партию» элегантно и красиво.

Первый раз я посмотрела этот кинофильм не с начала, а где-то с момента приезда героя Никоненко в Суздаль. И пыталась понять в чем же «фишка» данного фильма. Отличная игра актеров вовлекает в сюжет. Смотрится картина на одном дыхании. И замечу, что среди главных героев нет глупых людей.

Сюжет фильма «Классик»

Картина начинается с диалога двух представителей братвы: местного авторитета Андрея Андреевича Савицкого и представителя от «московских», собирающего деньги с представителей братвы разных регионов на благотворительность – дома для пожилых игроков в бильярд, которые выучили братву играть в эту игру.

Суздальский авторитет сначала отказывается от участия. Однако, кейс с суммой пожертвований наводит на план, который поможет захватить всю сумму. Поэтому Андрей Андреевич дает деньги инкассатору, а потом его люди на выезде из города останавливают московских, забирают деньги, расстреливают братву и поджигают машину.

При всей моей любви к фильму, момент падения инкассатора в чистом поле, после ранения, выглядит настолько картинно, что у меня всегда вызывает улыбку.

Братки-инкассаторы чудом выживают, их доставляют в больницу. Один из них рассказывает главному братку Кириллу Ермолаеву (это тот, кто скорее аристократ, чем браток), что это дело рук Савицкого, так как Инкассатор узнал подручного суздальского авторитета по повязке на руке.

Кстати, при подготовке к написанию статьи узнала, у Ермолаева есть кличка Смокинг. Но в фильме я об этом упоминаний не видела. И вот наш Смокинг-аристократ решает, что разыграет свою партию.

Далее Андрею Андреевичу его подручный Финиш говорит, что по имеющейся у него информации, московские решили их наказать. Для этого к ним в город приедет высококлассный игрок в бильярд с охранником. Этот игрок вызовет Савицкого на бильярдную партию на большую ставку и обыграет его.

Финиш считает, что теперь Андрей Андреевич на игру не пойдет, но у суздальского авторитета уже созрел план, как прибрать все деньги «залетных московских» себе.

В город прибывает Николай Васильевич Горский вместе с новой знакомой Ириной, которая будет жить в одной с ним гостинице.

Вечером того же дня приезжает силовая поддержка героя Никоненко в лице телохранителя Юрия, которого поселили в двухместный номер с водителем-дальнобойщиком Витьком.

Вечером случаются два интересных события. Писатель обыгрывает всех в бильярд, при этом не предлагает играть Савицкому, что убеждает последнего в том, что герой Никоненко – Классик.

А также завязываются романтические отношения между телохранителем «писателя» и певицей гостиницы Лилей, любовницей Савицкого.

На следующий день Юрий рассказывает Лиле, что Классик благодаря удару Лемана научился выигрывать партию с одного удара. И говорит

«что когда играет Классик есть на что посмотреть, даже если ничего не понимаешь в бильярде».цитата из фильма “Классик”

Вечером в бильярдной Савицкий предлагает сыграть Николаю Васильевичу партию в бильярд со ставкой 150 000 долларов с каждого. Поскольку деньги будут находится в зале во время игры, то арбитром решили пригласить Монарха, очень авторитетного братка.

Андрею Андреевичу не хватает 100 000 долларов, поэтому едет к другому местному авторитету, которого сыграл Валерий Баринов, чтобы занять у него недостающую сумму. При этом суздальский злодей говорит, что игра у него в руках и случайного проигрыша не будет. Авторитет соглашается дать денег, но требует подписать договор, в котором под залог этих денег Савицкий отдает весь свой бизнес.

Ночью Горского выманивают на лестницу. На лестницу выманивают так же и его спутницу Ирину, на которую устраивают нападение. Герой Никоненко защищая ее, получает перелом руки. Николай Васильевич приходит в свой номер, в котором у Юры свидание с Лилей. Они обсуждают, что играть придется Юре, но поскольку он не умеет играть в бильярд, то они положат на стол особые шары, которые под воздействием «микроволновых» (!) волн будут катиться в лузы.

Лиля раскрывает этот план Андрею Андреевичу и говорит о том, что ей совершенно не жалко Юрия, так как у нее «хорошая выучка».

Утром все собираются в бильярдной, видят Горского со сломанной рукой, который сообщает, что вместо него будет играть Юрий. Савицкий начинает вспоминать, что есть «кодекс игрока», что его могут упрекнуть, в игре на крупную ставку с неравным себе игроком. Однако, Монарх поддерживает Николая Васильевича, и дуэль должна состояться.

Изображая благородство, Савицкий отдает право первого удара телохранителю. Таким образом совершая роковую ошибку. Юрий, как и обещал Лиле, с одного удара выигрывает партию. И оказывается тем самым таинственным Классиком.

Суздальские братки пытаются отобрать деньги, но герой Никоненко мастерски ранит их, стреляя левой рукой.  В этот момент появляется авторитет, у которого Савицкий брал денег. И дает спокойно уйти Классику и стрелку.

Они садятся в машину, а затем на ней въезжают в фуру Витька, чтобы спокойно выехать из города.

Финальная сцена – это открытие дома для игроков, где право первого удара предоставляется Васе Резаному, которого прекрасно сыграл Владимир Зельдин.

Образ Горского Николая Васильевича в фильме «Классик»

Фильм "Классик": Горский Николай Васильевич

Горского Николая Васильевича играет Сергей Никоненко. Образ  получился такой сибаритский, хочется сказать: «Барин приехал».  Его герой начитан, образован, воспитан. Готов ко всему всегда. Даже к предложениям, от которых не может отказаться, например, как драка, в которой ему сломали руку.

Обладая всеми этими качествами «писателю» не составило труда ввести в заблуждение не только шестерок Савицкого, но и его самого.

Я вот думала, зачем ему эти отношения с Ириной, которая явно не в его вкусе. Мне кажется, что на фоне этих отношений еще больше раскрывается сложная натура Горского, подчеркиваются его отдельные качества, которые, как все интуитивно ожидают, присущи игроку высокого класса.

Образ Юрия, игрока в бильярд по прозвищу «Классик»

Фильм "Классик": Юрий

Юрия, а также Классика, как оказывается впоследствии, играет Алексей Гуськов. Мне вообще нравится этот актер. Впервые я заметила его умение перевоплощаться в кинофильме «Мусорщик». Конечно, когда смотришь в первый раз, то самое яркое его перевоплощение замечаешь, когда он готовится взять партию с «одного кия» в финальной сцене.

Но, пересматривая фильм много раз, смогла отметить, как он несколько раз перевоплощается из недалекого телохранителя в матерого волка, просчитывающего ходы наперед, еще при его заселении в гостиницу. То он разговаривает с девушкой на ресепшене в роли амплуа телохранителя, а потом вдруг отворачивается и осматривает холл гостиницы таким колючим рентгеновским взглядом…

С Никоненко у них получился просто отличный дуэт: они дополняют друг друга и подчеркивают в глазах окружающих то, что хотят подчеркнуть.

Образ Савицкого Андрея Андреевича, главного злодея в фильме «Классик»

Фильм "Классик": Савицкий Андрей Андреевич

Андрея Андреевича Савицкого отлично сыграл Юозас Будрайтис, а озвучивал его Всеволод Абдулов. Откровенно говоря, не помню этого актера по другим ролям, но сыграл он классно. Конечно, его герой отрицательный, при этом очень умный и образованный.

Я вот думала, почему суздальский авторитет при его уме, четком анализе ситуации окружен тупыми идиотами. Думаю, дело в том, что в том, что алчность, которая сжигает Савицкого не позволяет ему иметь в окружении людей, которых сложно контролировать. Кажется, он настолько боится, что у него могут что-то украсть, что заводит тупых и недалеких подчиненных, от которых он четко знает, чего может ожидать.

Конечно, Лиля с ним по другой причине: она получает все, что хочет. Ее пожелания, перечисленные во время ужина с Юрием, просты: сухое мартини, лобстеры и Карибские острова. Но она тоже не развивается рядом со своим любовником, скорее опускается до уровня человека потребления. И ей и Савицкому кажется, что они умнее и хитрее других, чем и воспользовались московские.  Юрий использует ее в своей игре, и Лиля делает то, что он от нее ждет.

Образ Монарха

Фильм "Классик": Монарх

Монарха, авторитетного человека, который выступает арбитром поединка, играет Владимир Этуш. Хотя это эпизодическая роль, но она очень яркая и запоминающая. Этот персонаж придает романтизм бандитской среде, в которой есть такие уважаемые люди, как Монарх.

Мне нравится, фраза, которую кидает Монарх при встрече с Николаем Васильевичем:

«Я всегда работаю на опережение. Иначе жить было бы скучно, не интересно».цитата из фильма “Классик”

Сцены из фильма «Классик»

Хочется поподробнее описать свои любимые сцены. Ведь именно они вытаскивают из глубин памяти мои воспоминания про 90-е. Признаюсь честно, времена были не из простых. Но все равно, теперь все трудности вспоминаются ностальгически.

Приезд в Суздаль

Фильм "Классик": приезд Горского и Ирины в Суздаль

Сцена, когда Горский и Ирина приезжают на вокзал в Суздаль, мне нравится парнем, который выходит за ними. Такие пуховики, как и свитера с оленями, являлись символом того времени. Мне кажется, что они были у всех, только разноцветные. Ну, и клетчатая сумка – это тоже символ той эпохи.

Ужин Горского с Ириной

Фильм "Классик": ужин Горского с Ириной

Ужин Николая Васильевича и Ирины великолепен сценой, когда он рассказывает Ирине, как кидает 1 000 долларов (это были большие деньги по тем временам) на кон и выигрывает. Сам голос, которым он рассказывает, неспешность, позволяет представить в красках эту сцену…

«Представьте себе, Вы в черном облегающем платье, в боа из страусовых перьев, я обнимаю Вас, и с легкостью необычайной швыряю на зеленое сукно этак тысячу долларов и говорю при этом «да пропади они пропадом»… и мы выигрываем».цитата из фильма “Классик”

Савицкий отправляет Лилю к Юрию

Фильм "Классик": Савицкий разводит руками

Мне очень нравится момент, когда видно уровень взаимопонимания между Савицким и Лилией. Можно по-разному относится к ним, как к людям, но они близки друг с другом. И существуют на одной частоте, так что понимают друг друга без слов. И любовь тут совсем не причём.

Когда Юрий подходит к Лиле в первый раз, она поет на сцене и отказывает ему. В этот момент начинается новая песня, она начинает петь и смотрит на Савицкого, который стоит на балконе. Он разводит руками, смотря на нее укоризненно. И Лиля понимает, что ей нужно согласиться на ухаживания телохранителя.

Юрий и Витек отмечают приезд невесты

Фильм "Классик": Юрий и Витек отмечают приезд невесты

Мне очень нравится момент, в котором водитель-дальнобойщик Витек и Юрий отмечают приезд мифической невесты последнего. Панкратов-Черный настолько естественен, так вкусно ест, что тоже начинает хотеться есть. И еще его герой очень обаятельный своей простотой.

Цитата из диалога, которая мне очень нравится.

Витек: А у тебя что магазин есть?
Юрий: Нет, но друзья есть… по спорту…цитата из фильма “Классик”

Про удар Лемана

Итак, удар Лемана. Настоящий или нет?  «Удар Лемана» придумал А.И. Леманом, который написал несколько книг о теории бильярда в конце 19 века.

Главная идея в том, чтобы при первом ударе контакт произошел не с центральным, а с боковым шаром в пирамиде. При этом крайние шары падают в угловые лузы, а биток откатывается в свое место в начало партии. Что позволяет выиграть партию «с одного кия», как говорит Юрий Лиле.

Натренировать этот удар практически невозможно, по большей части все зависит от удачи. Однако, проводятся различные эксперименты по расположению пирамиды на столе, а также плотности шаров в ней. Это увеличивает возможность повторить удар Лемана.

Я иногда думаю о том, что благодаря фильму про разборки братков куча народа заинтересовалась бильярдом, а также ударом Лемана. Уверена, очень небольшое количество людей знало о том, что был человек, который разрабатывал теории в бильярде.

Я – не герой Вашего романа

Фильм "Классик": Горский и Ирина

В момент, когда герои договаривались о партии в бильярд со ставкой в общей сумме в 300 000 долларов, Ирина тоже присутствовала в бильярдной. Озвученная сумма ее шокировала. И начинает зазывать к своего спутника с известными намерениями.

Горский провожает ее до лифта, и когда Ирина заходит в лифт, он своим барским голосом так спокойно-ненавязчиво сообщает ей, что он не герой ее романа.

Мне очень нравится этот ход: никаких разборок на тему корысти и прочего. Он просто сразу прервал всю ненужную ему линию.

Я бы сказала, что дело тут в том, что она не героиня его романа.

Про журнал «ТВ-парк»

Обложки журнала "ТВ Парк" 90-х годов

Когда суздальский авторитет приезжает к другому авторитету за деньгами его команда ждет на улице. И Финиш спрашивает у водителя: «А ты свежий “ТВ Парк” читал?»

И я вспомнила, что в те времена журнал «ТВ Парк» пользовался бешеной популярностью. Разбирался с прилавков почти мгновенно. И действительно статьи, которые печатали в “ТВ Парке”, обсуждались очень сильно. Очередной символ той эпохи.

Прощальный взгляд Юрия

Фильм "Классик": прощальный взгляд Юрия

Мне очень нравится прощальный взгляд Юрия, которым он смотрит на спящую Лилю.

Когда я смотрела первый раз фильм и не знала развязку, то не смогла оценить по достоинству. А уже теперь, я понимаю, что Гуськов позволил своему герою Классику выйти наружу из образа Юрия-телохранителя и посмотреть на Лилю взглядом победителя, который обыграл другого игрока в очень сложную игру. И в то же время это прощальный взгляд, так как вскоре они будут по разные стороны баррикад.

Бой между Савицким и Классиком

Бой между Савицким и Классиком – это поэтапно спланированная Классиком и Горским партия, но уже в жизни, а не в бильярде.

Андрей Андреевич начинает продавливать свою победу по особым условиям, а именно: Горский не может играть из-за сломанной руки. Замена ему не интересна, так как он считает Юрия недалеким телохранителем, да и вдруг вспоминает про «кодекс чести игрока», что коллеги могут не понять, что он обыграл новичка на такие деньги.

Но Монарх неожиданно поддерживает московских, говоря о том, что если замена устраивает Горского, то она должна устроить и Савицкого.

Юрий разыгрывает перед суздальскими братками представление, что первый раз держит кий в руках и получает, так нужное право первого удара.

И потом наступает момент подготовки к партии: он подбирается как будто зверь перед прыжком, Классик выходит наружу полностью.

И вот тут-то и случается то, что он обещал Лиле: берет партию с «одного кия». И официально признает, что Классик – он, а не Горский.

Фильм "Классик": партия с одного кия

Монарх отдает деньги Классику, и предлагает свою помощь в разборках с Савицким. Классик отказывается.

На сцену выходит Стрелок-Горский. Очень интересно наблюдать преображение: герой Никоненко как будто на какое-то время стряхивает с себя барский образ и лоск, становится профессиональным стрелком.

Суздальские братки пытаются напасть на Горского, он их всех ранит точными выстрелами.

В этот момент приходит авторитет с братками к Савицкому за долгом, говорит, что не имеет претензий к Горскому с Классиком. И они уходят.

Мне очень нравится разговор между суздальскими авторитетами.

Андрей Андреевич говорит о том, что он сейчас вернет все эти деньги. А авторитет ему отвечает, что не беспредельщик, а солидный человек. И отвечать перед ним будет Савицкий, раз уж он задолжал ему денег.

Мне кажется, именно это романтизирует все эти бандитские разборки. В данном случае, зло в виде Савицкого повержено. Желание другого авторитета отжать бизнес Савицкого выглядит в этой сюжетной линии, как будто он выступает на стороне справедливости, наказывая Андрея Андреевича за то, что тот не дал денег на постройку дома для стариков-бильярдистов.

Рекомендую ли я посмотреть этот фильм? Однозначно да! Особенно, если Вы помните 90-е, с их сложностями и красивой жизнью, на которую можно было посмотреть, но очень трудно попасть. У автора бандитские разборки превратились в новогоднюю историю про победу справедливости над злом. Ведь добро в этой истории не появилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Demo Title

Demo Description


Introducing your First Popup.
Customize text and design to perfectly suit your needs and preferences.

Он будет закрыт в 20 секунд

×